Sierikas

Pašnekesiai įvairiomis temomis
Skelbti atsakymą
Vartotojo avataras
Ricardas
Pranešimai: 5598
Užsiregistravo: 16 Lap 2005, 18:51
Miestas: Vilnius
Susisiekti:

Sierikas

Standartinė Ricardas » 06 Rgp 2021, 07:12

Sierikas (Sergejus Kupreščenka) žuvo su sklandytuvu prancūzijoje nusileisdamas.
Skraidėm....
Forume jo postų galima rasti nuo 2007 metų....
.
Sierikas.png
Sierikas va.jpg
.
Skraidysim

Vartotojo avataras
Ricardas
Pranešimai: 5598
Užsiregistravo: 16 Lap 2005, 18:51
Miestas: Vilnius
Susisiekti:

Re: Sierikas

Standartinė Ricardas » 06 Rgp 2021, 07:26

Igor Volkov yra su Siero Sierikas.
22 val. ·
Реквием по Мечте…
Солнечное тепло уходило из бетонных блоков, на которых сидели четверо взрослых и роняли слезы. Тихо. Молча. Потому что пока не о чем говорить под оглушающем колпаком Горя. Страшного, как удар планера о Планету. Колючего как Смерть. Потому что это и была Смерть. Мой лучший друг Сергей умер…
Макс не понимал. «Папа, а когда приедет дядя Сережа? Тот, который Эге-гей? Он обещал побросать меня в небо, и мы должны играть.»
Слезы трудно остановить, но губы все же непослушно генерируют слова: «Никогда. Никогда, Макся, он не придет. Потому что он умер».
Макс не понимает. Как умер? Бах-бабах и все? Можно починить???
Трудно обьяснить ребенку, что смерть именно то, что починить невозможно. Это не игрушечная машинка. Но Макс понимает сам. Потому что никогда еще не видел четверых взрослых у которых из глаз медленно капают слезы.
Он поочередно обходит каждого, прижимается крошечным тельцем и, обнимая, пытается забрать хоть кусочек боли которая на сердце у каждого из нас.
Сергей и «Маленький Принц» (мини LAK 17b FES) разбились в 17ч 26 мин 45 сек 2 августа 2021 года. А утро этого страшного дня начиналось так:
Там барам там там бам… Ровно в 8.00 меня разбудил колокольный звон. Яркий перелив меди звал в новый день. Я улыбнулся щекотке солнечных лучиков и с удовольствием потянулся на огромной кровати. Она соответствовала ста пятидесятилетним балкам мансарды французского дома, в котором мы заночевали с Серегой.
Серега храпел. Ему были по боку колокола и он продолжал спать уютным калачиком. Я улыбнулся. Славно, когда есть настоящий друг, готовый нырнуть с тобой в омут приключений. Когда я попросил помочь с перегоном планера для Российской сборной на Чемпионат Мира в Монтлисон, Серега не думал ни секунды. Погнали!
Серега, вставай! Погода бомба! В 14.00 будем дома, в 15.00 взлетим! Взлетим - было для Сергея вкуснее света. Он взлетел над огромной кроватью. Эге-гей, помчались, завтракаем по дороге!
Мы пожелали удачи друзьям из Российской сборной и помчались на юг Франции. Два легких на подъем великовозрастных балбеса, летающих на одной волне.
И в одной волне! Крайний наш полет был в прекрасной, «бриллиантовой» южной волне, где было сделано множество фотографий. Двадцатиметровая «Принцеса» и тринадцатиметровый «Маленький Принц» крыло в крыло парили на четырех тысячах метров.
Это было всего месяц назад и Сергей переживал, что всегда не долетал до планируемой остановки и таскал планер вручную.
Я подбадривал: «Южный ветер, Серега, а мини LAK — легкий. При южном — заход короче. При попутном северном — длиннее. Ты же знаешь, нужно секунд 20 на финале. Чтобы все было спокойно и можно было исправить ошибки».
Серега знал. За четыре года мы с ним набороздили над Альпами не одну сотню часов и веселились не на одной сотне посадок. Он точно знал. Но сам, на одноместном планере успел не так и много. Осенью он вылетел сам, а 3-го апреля 2021 года получил планерную лицензию в Веноне.
Он был счастлив! Он горел, как Июньское солнце в малиновом рассвете. Летал маршруты, уже сел на боевую площадку на плато Валенсоль на LS 4. Хотел на соревнования, мечтал о Маттерхорне…
У вас есть Лучший Друг? С тем, с которым душа на распашку? Пару дней назад мы с Серегой тянули кабеля для NAC накопителя. Тянули так весело, что это достойно отдельного фильма. Но мы увлеклись горячительными напитками, и я получил заслуженных чертей от жены. Оправдывался лишь фразой. Мой лучший друг приехал. Серега Эге-гей!!!
Канал «Мечта Летать», по сути, детище Сергея. Именно он раскачивал мою лень вдохновительными фразами: «Летай, снимай, контент же — огонь, это выстрелит. Точно!!!»
Выстрелило. Если бы вы только знали, как он радовался. Как Ребенок. Водитель Д 160 писал: «Парни, не знаю почему я это смотрю, но вы лучшие, Спасибо». Благодарность людей вдохновляла. Канал стал больше, чем хранилище для видео. Он загорелся. И стал зажигать сердца Мечтой Летать.
Люди узнали про чудо Планера. Школы в РФ, в Украине, Европе наполнились Мечтателями. Нам писали СПАСИБО. Сергей и я горели вдохновением.
А давай сбацаем ролик «Макинтош эксгибициониста»!
Это как это?
Да мы обрядим меня в черный плащ и я выбегу на полосу перед мини LAK заходящим на посадку. Ну и «пошалим». Я открою плащ, ты врубишь FES и уйдешь на второй круг. Контент огонь снимем!!!
Планера не уходят на второй круг. Для них заход на посадку первый и последний. Потому что у них нет мотора. Даже когда он есть. В моей «Принцессе» ASG 32 Mi спит ванкель AE 50 R. Его 56 лошадок позволяют планеру взлетать самостоятельно. Однако, для запуска мотора в воздухе нужно 30 секунд и, примерно 150 метров высоты. Поэтому я не рассчитываю на двигатель. Да это и не нужно. Планер - это чудо. У него возможностей больше, чем у самолета, ведь он может лететь разменивая метр высоты на 50 метров дистанции, а может и жестко - 1 к 5. Трудно ошибиться.
Но mini LAK FES - другое. На старт мотора нужно 2 секунды. Как мне этого не хватало в Африке, когда на полосу аэродрома выскочила антилопа. Как это удобно, когда видишь Эксгибициониста…
В дороге от Монтлисона сценарий утвердили. Если бы я тогда знал, что будет через 7 часов… Я бы выл, рыл гравий, но орал бы!!!!! - СКОРОСТЬ!!!! Сергей, СКОРОСТЬ!!!!
Потому что запуск двадцатипятикиловатного мотора на метровом винте со смешным КПД — это МОЩНЫЙ реактивный момент. Который заставляет планер на взлете царапать крылом гравий аэродрома, пока скорость не сделает эффективными элероны. Который может отправить планер в Штопор, если скорость близка к скорости срыва. Ибо Момент провоцирует Срыв потока на опускающейся от него консоли. Особенно, когда опускание пытаешься удержать элеронами. Реверс управления. В обычном режиме, опускающийся элерон должен вызвать рост подъемной силы и подъем полукрыла. Но… на критических углах он вызывает срыв и сваливание в штопор. Все наоборот - реверс управления.
Четыре часа дороги мы болтали обо всем. Об особенностях полета на самолете после планера, о боковом ветре на посадке, о заходе «Крабом» или «Раком». О…. Десятки тем. Сергей мечтал летать на соревнованиях, и я с удовольствием погружался в мир формул Макреди, тактики старта и прохождения маршрута на соревнованиях. Я говорил и радовался, вспоминал, как рубился в Орле на соревах и рос как пилот. Переживал восхитительное чувство побед и горький анализ ошибок. Желал Сергею того же счастья, что у меня было, и искренне, по-доброму завидовал молодому и яркому пилоту. У него все впереди!
Дорога промелькнула, как утренний туман. Аэродром. Улыбчивый пилот букса обещал быть готовым в 15.00. Батареи LAKа заряжены. Спасибо, Клаус. Мчимся домой. Молния обеда из солнечного света растворенного в ароматных томатах и оливковом масле. Шепот душа в теплой воде нагретой в вакуумных трубках солнцем. Щекотка солнечных лучей в бликах фонаря перед взлетом…
Солнце и ветер. Наши друзья. В этот день было и то и другое. Легкий северный ветер помогал на взлете. Яркое солнце генерировало мощные восходящие потоки. Мы купались в энергии солнца. Мы повелевали пространством. Сергей взлетел первым. Настолько быстро, что я не успел заснять его квадрокоптером, который спешно готовил. Выручил телефон. Взлет как по струнке. Любо-дорого. Я привык, но порадовался за друга. Растет Серега!!!
Мы взлетели на верном Ванкеле Принцессы через 15 минут. И 2 часа кружили в потоках, пока моего копайлота Владимира не укачало.
Серега, мы на посадку.
Понял, я еще полетаю. Хотя, нет, я с вами. Полетели!
Я вышел на точку. Прогноз обещал легкий северо-запад. Так оно и было. Прибор на контрольных спиралях показывал 10-18 км/ч. Колдун то же. У меня было время. Мы не спешили. Перед нами курсом на север приземлился планер. Здесь так часто бывает — пилоты не любят приземляться по ветру. Однако, посадка на север — это не самый простой заход от горного склона, практически без финала с перекаткой планера через сужение полосы в «горлышке» у домика Мишеля. Лишние риски, которые убираются посадкой на юг при слабом попутном северном ветре. Полоса — 1100 метров. Никаких проблем даже до попутных двадцатипяти километров в час. Это мое правило, лимит для моего тяжелого двухместного планера и моего опыта.
«Сер Лабати, Индия Виктор даун винд, лендинг ту саус". Привычный доклад уложил заход в уютную рамку схемы. Ветер не сильный, но четвертый поворот все же на удалении тысяча, а не обычные восемьсот метров от торца полосы. Со мной ученик. Я его могу научить нестандартному короткому «Афганскому» заходу, но не сейчас.
Тепло разнотравья… Полоса пахнет летом. Все привычно. Мы останавливаемся в насиженной лунке колеса на парковке. Владимир удивляется точности, я смеюсь в усы. Пару тысяч посадок, однако. Было время потренироваться.
В воздухе тревожно. До меня посадка на север. Я приземляюсь на юг. Пилоты запрашивают фактические метеоусловия. Докладываю - «норд вест винд, 15-20 km/h». Не рекомендую что то, просто информирую. Оба пилота приземляются так же, как и я. Курсом на юг с попутным ветром. Один из них не докатывается до стоянки. Перестраховался. Избыточно сбросил скорость на качении. Но это правильно. Лучше так.
Передаю информацию Сергею. Ветер 15, порывы 20 км/ч. Можно и на юг, и на север. Не давлю. Но я то сел на юг. И два планера тоже. Сергей идет на заход и докладывает посадку на юг…
МНЕ БЫ….. Положить болт на правила не избыточного радиообмена и напомнить Сергею, что стоит делать файнал подлиннее. Просто напомнить.
Но у меня в подсознании живет отповедь от планериста Виталия и его друга Александра, которого я вроде как слишком много учил в эфире просто переводя фразы инструктора Риджиса, летавшего со мной. Виталий говорил: «Дай Саше самостоятельности. Иначе не научится». Трудно поверить, но эти фразы, сказанный в далеком 2012 году еще живут внутри меня и сковывают язык.
Сергей - пилот. И вполне хороший. В заходе на юг при северном ветре нет ничего сложного. Мы так сто раз делали.
Не комментирую. Сергей принял решение и аккуратно идет по ветру, доложив, что шасси выпущено и законтрено, а посадка будет на юг. Включаю камеру. Наблюдаю. Комментирую. Так как просил Сергей. Это хороший опыт.
От третьего к четвертому ничего особенного. Если бы…. Если бы я не смотрел на экран телефона с зумом, я бы понял, что Сергей близко. Он заходил как при сильном юге месяц назад. Коротко и почему то без интерцепторов от третьего к четвертому. Слишком высоко. Но я снимал. И заволновался лишь на финале, когда планер Сергея на экране айфона стал расти вверх, чего на правильном заходе быть не может.
Я перенес взгляд в Реальность и окаменел. Планер висел над колдуном аэродрома на высоте 50 метров… Сергей уже понял, что не помещается в обычный заход и убрал воздушные тормоза. Это хорошо видно на видео. Он потянул ручку на себя, чтобы прекратить избыточное снижение. В этот момент он думал. Что делать… С 50-ти метров на LAK-е можно успеть довернуть против ветра и успеть приземлиться. Не уверен. Но шанс. Можно уйти на поля под плато. Аэродром на 40 метровом гравийном плато. Девяносто метров для мини LAK, это 3000 метров свободы. Три километра!!! Планерист помнит об этом, самолетик позавидует. Но… Земля рядом, она гипнотизирует. Как и ответственность за чужой планер, будь он неладен!
Сергей оформил страховку. Он яркий пилот и потенциально хороший спортсмен. Я от всей души хотел ему помочь и он забрал в Литве планер, который, как мне казалось, обезопасит его от превратностей в горах. Мы летали к Монблану. Мы гоняли на 4000 метрах над вершинами Экранса. Я был спокоен, хотя электромотор LAKa чаще всего был не нужен. Он просто страховал нас от избытка приключений. Сергей тренировался и иногда пользоваться им. Просто так и потому что это просил сделать я. Не попробуешь, не привыкнешь. Проходили отказы. Знаем.
Проклятый телефон. Его увеличение убирало связь с реальностью. Увидев же реальную картину, я понял что Серега думает и об уходе на второй круг. Сорок метров высоты это еще сорок секунд полета. Можно успеть включить FES. Это занимает всего 2 секунды. Щелкнуть тумблером зашиты и повернуть потенциометр на приборе контроля. А дальше ты как самолет уходишь на второй круг исправлять ошибку захода.
Планер висел… пять секунд назад, убрав интерцепторы Сергей увеличил тангаж и стал снижаться медленее, но и лететь медленее. А сзади его догоняла турбулентность от края плато и холма восточнее аэродрома. Плюс термичка. То что он не успел сбросить высоту на интерцепторах говорило и о сильном восходящем потоке, а за ним нисходящий. В восходящем скорость растет, в нисходящем падает. Ножницы плюс-минус 2-3 метра режут 20 км/ч.
Начать нужно с самого важного, скорость - это жизнь. Планер это чудо. Идеальный аккумулятор энергии. Высоту можно разменять на скорость, а потом скорость снова в высоту. Скорость это контроль и возможность свободно управлять планером. Не нужно переживать за высоту, «Серега, СКОРОСТЬ!!!! тангаж на пикирование, а потом делай что хочешь, разворот на север, уход в поля под плато, или FES и второй круг».
Вам кажется больше высота, меньше скорость не так страшно? Земля дальше, так спокойнее? Это психология. Это не правильная но такая естественная реакция. Еще одна типичная ошибка - попытка сделать скорость из 120 в 100, часто приводит к «проскакиванию» получается 90.
Я не знаю сколько было. На последней точке трека флайтрадар зафиксировал 98 км/ч, относительно земли… При попутном ветре 15 км/ч. Воздушная 83… LAK летит и на 80 ти. Но так летать точно нельзя. Турбулентность, порывы… На моих глазах планер качался вправо-влево, и я, леденея, понимал, что это значит. Критический угол атаки. Планер трясется, возникают крены. Сергей борется с ними, а земля в 30 метрах не дает сделать единственно правильное решение - ручку ОТ СЕБЯ. Скорость - это жизнь.
Проклятый Макинтош и Эксгибиционисты. Уход на второй круг в этой ситуации был очевиден и более чем реален. И мы его обсуждали. Все, кроме скорости. В моем мозгу изначально был низкий проход на 160 км/ч, когда всегда возможный не запуск мотора позволял мне безопасно развернуться или уйти на посадку на поля под плато. Мы с Сергеем НЕ обсуждали, что нельзя, ни в коем случае нельзя пускать движок на 80 км/ч. А он инстинктивно завесил планер на 83…
Никто не знает что было. Мотор. Попытка развернуться на 180 градусов или намерение уйти на поля восточнее аэродрома. Неизвестно. Все это лишь веер возможных решений.
Я смотрел на качающийся перед Штопором планер и молился вселенной. Мимо меня утекали ниточки энергии, но что-то было сильнее. Страшный сон — это чья-то реальность. Врагу не пожелаю видеть, как планер твоего Лучшего Друга разворачивается вертикально носом в Планету, и ты еще бесконечных 0.3 секунды понимаешь, что — ВСЕ.
Ты видишь, как «Маленький Принц» вспухает облаком трещин и взрывается осколками. Ты видишь, как тело Сергея подбрасывает ввысь, и он еще раз, но уже мертвый бьется о планету. К тебе подбегает улыбающийся немец, который только приехал и счастлив видеть тебя, а ты дрожащими руками показываешь ему в небо. В котором уже нет обломков. Но он понимает. И, прыгая через канавы мчит свой белый мерс туда, где разлилось горе. Я не смог подойти ближе 10 метров. У меня есть фотография из которой на меня смотрят огромные глаза Сергея. Их расплющила перегрузка. Как и зубы по траве вокруг. Мой мозг выл. А я стоял и заставлял себя видеть то, что мечтал бы развидеть.
Смерть лучшего друга. Не дай вам Бог вселенная.
Мы сидели в комнате для брифингов… Я и два Человека научивших меня Летать. Клаус Ольман и Кай Ланденберг. Два великих пилота. Оба видели меня 150 часовым щенком, который в 2012 году лаял от восторга и учился понимать Альпы. Десят лет спустя мои шесть тысяч часов налета - ничто по сравнению с двадцатьюсемью тысячами Клауса или пятнадцатью тысячами Кая. Но они смогли подобрать слова.
- Игорь, то что ты делаешь позволяет предотвратить больше смертей, чем ты видишь вокруг. Это тяжелая миссия Учить Летать. Но это важно. Важно передавать опыт.
Три хороших пилота тосковали по улетевшему в Небо Сергею. И, я клянусь, то что они говорили в течении двух часов будет осмысленно и увековечено в вязи слов и цепочках мыслеформ. Обещаю!
Сережа. Ты ушел не зря. Если бы ты не горел так, ты бы не был собой. Тем Эге-гей Сережей, по которому так скучает Макс.
Утром я выходил из дома. Мысли - это молнии. Я знаю, что Сережи больше нет. Но увидев машину Сереги, я на миллисекунды обрадовался! О! Серега приехал! Эге-гей!!!
Эге-гей Серега!
Встретимся на Небесах!
Уж это я тебе точно обещаю!
А пока, клянусь небом, но я сделаю из «Мечты Летать» канал с серебрянкой кнопкой. Твоей серебрянкой кнопкой. Как ты Мечтал в сентябре…
Эге-гей!
Будем жить ребята!

Vartotojo avataras
Laimontas
Skraidantis užsieniuose
Pranešimai: 426
Užsiregistravo: 16 Rgs 2007, 19:44
Miestas: Šeduva

Re: Sierikas

Standartinė Laimontas » 06 Rgp 2021, 09:19

Užuojauta
PAP Moster+
Dudek Snake 20

Vartotojo avataras
Ricardas
Pranešimai: 5598
Užsiregistravo: 16 Lap 2005, 18:51
Miestas: Vilnius
Susisiekti:

Re: Sierikas

Standartinė Ricardas » 20 Rgp 2021, 15:03

Su Sergėjumi atsisveikinti galima šeštadienį (08.21) nuo 9.00 val. iki 12.00 val. Vilniaus laidojimo rūmuose (9 šarvojimo salė, Olandų g. 22).
Laidotuvės vyks šeštadienį (08.21) 12.30 val. Bezdonių mstl. naujosiose kapinėse.
Norėdami pagerbti Sergėjų gėlėmis, atsineškite ne daugiau dviejų žiedų.

Skelbti atsakymą