Puslapis 13

Spiralės

Parašytas: 07 Lie 2010, 15:13
Aloyzas Liaukus
В Самаре погиб пилот...
Ответить на тему
24 июня 2010 года при выполнении глубокой спирали погиб пилот Федяевский Роман Владимирович из г.Архангельск.

Место полетов — берег Волги близ поселка Ягодное.
Метеоусловия — слабый бриз 1-2 метра в секунду.
Заброска на высоту — ступенчатая буксировка двумя активными лебедками «Бета».
Параплан Раш 2 (100-120 вес пилота 90 кг)
Подвесная система Ава спорт Тангра с боковым расположением запасного парашюта.
Запасной парашют Пух.
Опыт полетов 5 лет из них два года на этом параплане.

После отцепки на высоте 600-700 м пилот около минуты пролетел вперед на акваторию Волги и выполнил «В-срыв». На высоте 400-500 метров пилот выполнил глубокую спираль с визуальной интенсивностью снижения около 15-20 м/с. После двух витков пилот должен был выйти из спирали, однако этого не последовало. До высоты 150 м шла команда «выходим, нешнюю клеванту», после чего пошла команда «Запаска». Пилот продолжал интенсивно снижаться. Запасной парашют был выброшен на высоте 15-20 метров и успел выйти на длинну строп, без наполнения купола.
Пилот вошел вводу с вращением в глубокой спирали и ориентировочной скоростью снижения около 15 м/с. Катер был рядом и через 10 секунд после приводнения пилот был уже в катере.
Пилот не дышал и ему оказывали помощь в катере, а затем на берегу до приезда скорой (искуственное дыхание, непрямой массаж сердца). Скорая прибыла через 20 минут и констатировала смерть от перелома шейных позвонков у основания черепа.

Выводы по результатам разбора полетов:
Это был третий полет над Волгой и в предыдущие полеты Роман выполнял глубокие спирали. Без особых замечаний.
Вход в спираль был выполнен активно, соответственно в спирали появилась как перегрузка, так и заглушающий рацию шум ветра. Пилот знал что делать в спирали и для выхода, однако когда у него не получилось вывести крыло из спирали (иногда внешнюю приходится тянуть двумя руками) он очень поздно применил запасной парашют.

Причины этого — сложность в оценке остатка высоты, а многократную команду на выброс запаски он мог не расслышать. Возможно имеющаяся перегрузка не позволила сразу найти кольцо запасного парашюта, хотя при боковом контейнере это просто. Авторотации могло способствовать боковое расположение контейнера запасного парашюта на подвесной системе (справа при правой спирали).

За 10 лет падений в воду подобного типа и на такой скорости наблюдать приходилось 5раз. Игорь потерял сознание от перегрузки и приводнился у берега без травм. Дима выполняя глубокую спираль без инструктора получил при ударе о воду легкий компрес позвоночника. Вадим авторотируя с галстуком — синяки. Миша — кровоподтек на пол спины. Поляк получил массу синяков. Вода амортизирует, поглощая энергию удара. Падение, которое на суше заканчивается фатально, на воде, как правило, остается без последствий.

В данном случае причиной травмы и смерти стала не столько высокая скорость снижения (в описываемых ранее случаях она была аналогична), сколько неудачное положение при приводнении из-за которого шлем-интеграл несимметрично обтекаемый водой мог вызвать столь фатальную травму. Помогла бы группировка (руки на шлем при ударе) но к сожалению о ней мы подумали только на разборе.

Глубокая спираль — полезный режим, который должен знать любой пилот маршрутник. Иногда это единственный способ избежать всасывания в облако, позволяющий вызвать снижение со скоростью до 20 м/с. К глубокой спирали несмотря на ее кажущуюся простоту нужно относиться крайне серьезно. Даже над водой.

Сухими фразами разбора сложно передать то что мы чувствуем.
Очень обидно горько и тяжело....
Соболезнования семье погибшего. Светлая память.

Игорь Волков

Re: Sauga

Parašytas: 08 Lie 2010, 16:45
Tautvydas
Tai kaip čia yra su ta spirale? Daugelis ją daro ir ne tik virš vandens ir dažniausiai be atsarginio parašiuto. Ar tai ką mes dažnai matom nėra gili spiralė? O kaip tada ją atlikti saugiai?

Re: Sauga

Parašytas: 08 Lie 2010, 18:08
Mindaugas
Deep Spiral
Posted 2006 January 27 by justACRO
Description:

However it’s not an acro manouvre, but pilots who want to fly acro must learn it first.

The Deep Spiral is actually the most effective height-loosing manouvre. During the Spiral the pilot is about at the same level with the glider, while the leading edge is facing to the ground (even in line with the horizon), and the pilot turns very fast around a center near to the canopy. The sinking rate could be more than 20m/s and the pilot’s rotation speed 110 km/h which also generate a significant G-Force.

Enter:

Shift your weight to the right and start to pull down the right brake gradually. The glider start to turn and accelerate into a Spiral. If you pull more brake, the leading edge starts to be facing to the ground and the descent rate increases like hell…

YOU HAVE TO LEARN THIS MANOUVRE PROGRESSIVELY! AT FIRST START PRACTIECING ONLY BY DOING STEEP TURNS WITH LESS WEIGHT SHIFTING AND BRAKE INPUT, TO LEARN SAFE HOW TO LEAD IT OUT.

Exit:

Due to the pretty high cross stability of the paraglider construction, if you center yourself and release the brake, usually the glider exit from the Spiral spontaneously in few turns. You can also help it by pulling the outer (left in our case) brake.

BUT!

Many of the gliders, especially with low aspect ratio (DHV 1-1-2) are „spirally unstable”! It means if you release the brake in a fast Deep Spiral (let’s say over 14 m/s) it accelerates more, instead of exit from the spiral, and it doesn’t recover for itself if the pilot doesn’t do anything! It’s called „Nose Down” or „Over The Nose” Spiral. If it happens, pull down the outer brake really hard (perhaps with both hands!), or pump both brakes symmetrically as hard as you can, to get out the glider from the stable position.

Dangers!

The absolutely biggest danger of the Deep Spiral is if you can’t lead it out and you approach to the ground at very high speed (possibly with more than 70 km/h!). IN THIS CASE, IF YOU’RE CLOSER THAN 300 METERS TO THE GROUND, IMMEDIATELY THROW YOUR RESERVE, OTHERWISE YOU WILL PROBABLY DIE, EVEN IF YOU CRASH INTO WATER!!! In a Nose Down Spiral the pilot has to stand up against high G-Forces (possibly over 4 G!) and because of the permanent loading, the blood goes out from the head and it can induce loosing the vision and furthermore black-out, what’s also definitely equal with death!
The DHV test the gliders only up to 14m/s in Deep Spiral, so over this descent rate, the behaviour of the glider can be very different!

Please read also Bruce Goldsmiths’s article about this topic

Anyway, you can also get very big collapses if you lead out the spiral too fast, without bleeding out the energy gradually and you don’t control the situation right.

Be very careful and learn this manouvre gradually!

Re: Sauga

Parašytas: 08 Lie 2010, 23:16
svajoklis
ar neitu lietuviskam forume rasyti lietuviskai????

Re: Sauga

Parašytas: 09 Lie 2010, 06:25
Mindaugas
Atsiprasau - cia buvo copy paste operacija padaryta - as tikrai angliskai teksto nekuriau, o isversti toki ilga teksta tingejosi. Paprasyk Raimio ar Tomuko R ar Aivaro ar Kesto Sc ar kito senai skraidancio kamikadzes ir papsakos kaip ten viskas vyksta.

Re: Sauga

Parašytas: 09 Lie 2010, 07:20
Aloyzas Liaukus
PAimk google translatoriu ir isversk passikaityk idek as paskui pataisysiu jei nesuprasi

Re: Sauga

Parašytas: 09 Lie 2010, 07:22
Darius
http://translate.google.lt/#" onclick="window.open(this.href);return false;

Re: Sauga

Parašytas: 09 Lie 2010, 07:52
Bechterevas
Nesupratau ka ten apie DHV1-2 sparna raso ,kad spiraleje per greit atleidus klevanta ,jis i kazkoki kita rezima ieina.
As symet turejau spirale ,kai atleidus klevanta sparnas neiseidinejo ,o dar stipriau pradejo suktis ir zemet, vos nepridejau i kelnes, blogiausia nelabai zinaojau ,ka daryt , priesinga traukt bijojau ,kad mirties kilpa nesigautu, tai tada uztraukiau abi klevantas kiek pajegiau, o priesinga, kiek daugiau sukimasis suletejo ir sparnas pradejo iseidinet is spirales zeme jau buvo visai arti. Po tos spirales ,dabar prisibijau i gilia spirale lyst nes nes nezinau ,kur padariau klaida.

Re: Sauga

Parašytas: 09 Lie 2010, 08:08
Ai varom
Gilioje spiraleje yra momentas, kai sparnas uzsirakina. t.y. viska atleidus sparnas toliau dinamiskai sukasi atsigules ant horizonto. Visu pirma, reikia sugrazinti piloto svori is vidines puses i neutralia. Ir stabdyt abiejomis klevantomis, kad sumazint sparno greiti. To turetu pilnai uztekti, kad iseit is spirales. Nors kai kur raso, kad stabdyti priesinga klevanta. Irgi teisinga. Tik cia atsiranda pavojus verstis per galva..

Re: Sauga

Parašytas: 09 Lie 2010, 08:13
Darius
Jo kiekvienas sparnas turi savu kaprizu. Jeigu neiseidineja atleidus stabdancią klevantą,reiktu stabdyti priesinga. Bet atsargiai.Galima trumpais trukciojimas. Tik reik ziuret , kad nebutu kaip Kestuciui. Oludenize teko matyt kaip vienas taip ir neisejo...gerai, kad i vandeni vozesi.Sako isgyveno.